Иерей Даниил Сысоев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный богослов, проповедник и миссионер, жизнь которого завершилась мученической кончиной 20 ноября 2009 года.

05daniil09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родился в Москве 12 января 1974 года.

Крестился 31 октября 1977 года в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.

В 1988 году участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым), впоследствии убиенным 18 апреля 1993 года вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом.

В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположён в сан диакона. Служил штатным клириком в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах православной классической гимназии “Радонеж”.

Начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вел миссионерские библейские беседы с людьми пострадавшими от деятельности сект и оккультистов, на Крутицком Патриаршем Подворье. После создания Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова), стал его сотрудником.

В 2000 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по теме «Антропология Адвентистов Седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ».

В январе 2001 года был рукоположен во священнический сан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и стал клириком храма свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе.

Являлся секретарём Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”.

В 2003 году организовал приходскую общину в районе метро Кантемировская.
В 2006 году возвел временный деревянный храм в честь св. апостола Фомы на Кантемировской.
При храме св. апостола Фомы открыл миссионерские курсы; начал развивать практику уличного миссионерства;
занимался миссией среди людей, попавших в секты, среди иногородних, среди мусульман;
принимал участие в диспутах с мусульманами.

В 2008 году основал Школу православного миссионера.
В сентябре 2009 года получил багословение Председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ митрополита Белгородского Иоанна на прикрепление Школы православного миссионера к Синодальному миссионерскому отделу.

В ночь с 19 на 20 ноября 2009 года в собственном храме св. апостола Фомы на Кантемировской принял мученическую кончину от рук выстрелившего в него убийцы.

Незадолго до своей кончины, 9 октября 2009 года иерей Даниил так написал о получаемых им угрозах в своем интернет-блоге:

"А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест. А так всех прошу помолиться. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!"

Отец Георгий Максимов, один из сподвижников и последователей иерея Даниила, о последнем дне его земной жизни:

"Самый последний день земной жизни отца Даниила начался с литургии, которую он отслужил и за которой, естественно, причащался. Затем он присоединил к Православной Церкви женщину, пришедшую из старообрядчества. Затем совершил крещение. Несколько часов спустя начал, как обычно, вести библейские беседы, после которых разговаривал допоздна со всеми желающими. Наконец, когда в храме почти никого не осталось, пошел в алтарь исповедовать свое духовное чадо. В это время в храм ворвался убийца, который начал стрелять и выкрикивать: «Где Сысоев?» Отец Даниил бесстрашно вышел из алтаря ему навстречу и принял мученическую кончину за Христа. Помню, батюшка не раз говорил о том, как оказываются неслучайны все евангельские чтения, читаемые по богослужебным зачалам, как всегда они оказываются на удивление своевременны и актуальны. В день его смерти рядовое евангельское чтение содержало такие слова Господа: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать… Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими».

23 ноября 2009 года в храме свв. апостолов Петра и Павла в присутствии нескольких сотен клириков и тысячи православных верующих, состоялось его отпевание, по окончании которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию и произнес такие слова:

"Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды... Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, — это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой".

Тело отца Даниила было погребено на территории Кузнецовского кладбища г. Москвы, за алтарем храма Спаса Нерукотворного Обраха на Сетуни (ул. Рябиновая, д. 18)

Многими православными христиананами, как в России, так и в ряде других стран мира, он почитается как пострадавший за Веру мученик.

Книга памяти отца Даниила Сысоева - православного священника, миссионера и богослова, основателя Школы православного миссионера, принявшего мученическую кончину 20 ноября 2019г.

200 o.DaniilЯ бы хотел назвать ещё одну причину, по которой часто люди не хотят миссионерствовать. Дело в том, что Священное Писание дает чёткое разделение: есть область света, есть область тьмы. Есть место избранников Божиих, Церковь Божия – область спасаемых, как говорится в каноне, а есть место, в котором действует диавол, где люди находятся под властью князя тьмы и после смерти неизбежно попадают в ад. Так вот, у нас в сознании размыта эта граница. У нас есть такие, которые говорят: «Да, вне Церкви нет спасения», и при этом они же говорят: «Но вне Церкви есть же хорошие люди». Вот это во многом та причина, почему люди не проповедуют. Они думают, что можно спастись своими собственными делами. Но это невозможно, это ересь Пелагия. Если можно спастись без Церкви, то Христос напрасно умер. И вот это ощущение возможности спасения без Христа – оно и губит миссионерство. Ведь я не смогу спокойно сидеть и молчать о Христе, если знаю, что тот же мой неправославный сосед гарантированно попадет в ад, что не вошедшие в Церковь – люди погибающие. Люди, которые скользят в ад и сами это знают. Это им не кто-то со стороны говорит – они сами это чувствуют. У них депрессия, у них разъедающие страсти, их мучает совесть, их мучает жизнь, они несчастны, они маются ложными надеждами и получают истинную скорбь. И вот эти люди ищут выхода, а мы им говорим: «Да ничего страшного, будь неплохим человеком – и все нормально». Это ложь. Именно эта ложь, отсутствие чувства избранничества христианина и порождают нежелание миссионерствовать. Мы избранники. Нас Бог избрал, но не для того, чтобы мы ходили гоголем, гордились и говорили: «Ой, какие мы хорошие», а для того, чтобы несли свет Божий, чтобы призывали: «Собирайтесь к нам на корабль!» 

Священник Даниил Сысоев +

200 o.DaniilВо-первых миссионер служит не людям, а Богу. Именно для Него он зовёт в Церковь тех, кто может стать чадом Божиим. Мы знаем, что Бог ненавидит ложь. Невозможно угодить Творцу, говоря от Его имени неправду. Какой смыл миссионеру губить душу во имя обольщения людей?

Во-вторых миссионер обязан уважать тех, к кому он обращается с проповедью. Если мы будем обманывать людей или говорить им те вещи, в которые сами не верим, то люди это быстро это поймут и миссия будет провалена.

И, главное, мотивацией православной миссии должно быть только спасение погибающих от гарантированной вечной гибели. Если спасатель даст спасаемому заведомо ложный план спасения, то вместо избавления тот погибнет. Мы должны честно, без какого-либо смягчения, или приноравливания к веку сему передавать людям прекрасно известную нам волю Бога и, если кто захочет послушать это слово - тот спасется. А если нет, то кровь его на главе его. Все провалы в миссии связаны именно с тем, что миссионеры прогибались под изменьчивый мир. Люди не желают верить тем, кто сам не верит ни в Бога, ни в людей, ни в свои собственные идеи.Так что если мы хотим добиться миссионерских успехов - то путь у нас один. Честно, понятно, ярко и властно оценивать мир словом Бога, и призывать людей не в царство земное, а в Небесный Иерусалим.

Священник Даниил Сысоев +