Начальница школы Елисавета Котама приходила с расписанием экзаменов и другими делами и рассказала, между прочим, следующий курьезный факт: четыре ученицы третьего приготовительного класса - Екатерина Хагивара (дочь Текусы, инспектрисы, внучка отца Иоанна Сакаи), одиннадцати лет; Фива Оно (дочь катехизатора Фомы, внучка отца Павла Сато), одиннадцати лет; Сусанна Огата, двенадцати лет; и Нина Конаса, двенадцати лет - хотели убежать из школы, чтобы поселиться в пустыне, между Аомори и Сендаем, в сделанном ими шалаше, жить там монашками и отмаливать свой грех. Пятая же, Екатерина Имамура (дочь умершего катехизатора Варнавы), одиннадцати лет, участвуя в заговоре, оставалась в школе только затем, чтобы доставлять им в пустыню для пропитания хлеб. Прочие товарки того же класса, хотя в грехе участвовали, но не решились сделаться монахинями, а только дали слово хранить молчание о поступке бежавших. Грех же, приведший к такому отчаянному решению, заключался в следующем:

одна из их учительниц, Христина Хасуике, строго обращалась с ними, то есть бранила их иногда - которую за плохое знание урока, которую за шалость, так как они все в классе, как на подбор, народ очень живой и резвый.                                                                                                                                                                                                                                       

До Литургии крещены Кимицука Сен... нареченная Софиею, и Даде, нареченный Стефаном, сын бывшего удельного князя, получавшего три ман коку, на Сикоку, в провинции Иё, городе Иосида, родственного Дому Сендайского князя, молодой человек двадцати шести лет. Обращение его в Христианство произошло следующим образом. Три года тому назад у него умер отец; он очень опечален был этим, и сильно заняла его дума об участи души его, а также и своей собственной; что душа не умирает вместе с телом, сомнение в этом никогда не входило в его голову - но что же с душою бывает после смерти? Где ответ на это? Очевидно, в религии; и вот стал он изучать буддизм; много слушал проповедей и перечитал молитвенников - ни на волос не был удовлетворен; обратился к синтоизму - еще менее было успеха: только что один каннуси сделает ему какое-либо объяснение, как следующий за ним другой сотрет его с души совершенно противоположным толкованием. "Не лучше ли Ясо?" - под этим именем в его понятии были все христианские веры, существующие в Японии.

И вот он стал слушать всех какие попадались ему на пути, католиков и протестантов. Тут было лучше; некоторое улучшение чувствовалось, но далеко не полное. Несколько раз предлагали ему креститься, но он удерживался.

Приехал в Черногорию на несколько дней с семьей, сняли комнату у пожилой сербки. Казалось бы, ничто не предвещало сюрприза :-) На следующее утро хозяйка пришла к нам в комнату, сообщила, что она из церкви адвентистов седьмого дня и начала нам "проповедовать". Сначала рассказывала, как много ужасного происходит у католиков, и что у папы римского где-то в названии зашифрованы три шестерки, на что я сказал, что мне это совершенно не интересно, поскольку с тех пор как католики откололись от Православия, они вне Церкви, и неудивительно, если у них происходит что-то плохое. Она все говорила, что католицизм - это сатанинская церковь, я же сказал, что это просто заблуждающиеся люди, но для нее было важно настоять на сатанизме католиков. Затем она сказала, что Православная Церковь - идолопоклонническая, поскольку нарушает вторую заповедь.

День начался  с удивительной встречи. Когда я  пришёл в храм, меня встретил тувинец, который подошёл ко мне с вопросом. Глаза его были красными, а речь сбивчивая, нечеткая. Сначала он сказал, что ему приснился умерший брат. Брат явился к нему в звуке колоколов, поэтому он с утра пришёл в храм. Потом, не дожидаясь какой-то реакции с моей стороны, он стал объяснять, что он сам буддист и не может избавиться от изображения "богини"... Довольно часто бывает, что, когда идешь по улице, тувинцы, проезжающие на машине, останавливаются и отдают какие-нибудь иконы: кто-то купил машину, а в ней иконки... он буддистский барабан на батарейках ставит, иконы снимает, но понимая, что выкидывать нехорошо, отдает в храм или встреченному священнослужителю. Но этот случай был не такой. Парень начал объяснять: "Мне листовку дали, а я ее в печь кинул. На ней была богиня нарисована, но богиня не сгорела". "Что за "богиня"?", - спрашиваю его. Он показывает в сторону иконы с Богородицей и говорит "Ну вот, с ребенком на руках. Когда морозы 50 градусов были, я печку топил. Листовку туда кинул, а богиня осталась. Когда золу выгребал, увидел, что она не сгорела. Неделю печку топил, а она не сгорала". Слушая я славил Бога и молился за этого парня. Его мать, как он сам сказал, является ярой противницей христианства. Именно она, увидев листовку, сказала сыну сжечь её. Теперь он спрашивал, отдать ли ему в храм сохранившееся изображение Божией Матери. Я сказал, что Господь Бог, сотворивший вселенную, не просто так ему дал этот знак. Он хочет направить его на путь спасения и вразумить. Посоветовал сохранить это изображение у себя, по крайней мере, до тех пор, пока Господь не откроет Свою волю. Сказал ему почаще приходить в храм и молиться, чтобы Бог вразумил...

Диакон Андрей Калинин

В 2012 году по благословению епископа Кызыльского Феофана начал действовать мисионерский стан в г. Шагонар (республика Тува). В нем посменно трудятся ребята из Школы Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе, которые регулярно присылают свои дневники. Сегодня от р. Б. Андрея (сейчас диакона, руководителя миссионерского отделы Кызыльской епархии), который сейчас в стане, пришла новая партия записей, и одной историей из них я хотел бы поделиться. Но прежде всего пару слов о том, что Тува, возможно, самый неохваченный православной миссией регион. Под протекторат России она перешла лишь в 1914 г. и до революции не было крещено ни одного тувинца. Так что сейчас фактически проповедь Православия здесь только начинается, благодаря вл. Феофану. Мы не тешили себя иллюзиями о быстром успехе миссии среди тувинцев, особенно зная местную специфику, но по милости Божией деятельность стана привлекла внимание многих местных тувинцев, которые приходят во временный храм на занятия с миссионером, чтобы узнать православную веру. 28 августа одна из оглашаемых - девушка-тувинка пришла очень расстроенной, переживая о том, что совершила грех. Оказалось, что ее родители занимаются выращиванием марихуаны (это для многих здесь единственный источник дохода) и ее против воли принудили участвовать в "сборке урожая". На следующий день ее ожидало то же самое, а затем она должна была уезжать в другой город на учебу в институте. Девушка очень переживала, но не видела возможности уйти от участия в деле, которое считает грехом и которое ей глубоко противно. В сердцах она сказала: "вот если бы завтра пошел дождь, то не пришлось бы туда идти". Андрей предложил ей вместе помолиться пророку Илие о даровании дождя, что они тут же и сделали. На следующее утро, выйдя из дома, Андрей увидел, что идет дождь, и он не прекращался до второй половины дня.

(с) диакон Георгий Максимов's LiveJournal