Расскажу историю одной из наших помощниц. Мы познакомились года полтора или два назад, эта женщина помогла в деле Пакистанской православной миссии. При этом рассказала о том, что скорбит о неверии мужа, который настроен резко против христианства и даже запрещает ей с детьми ходить в церковь. Просила молитв о нем. Я её просьбу переадресовал отцам-миссионерам, трудящимся в Азии. Она продолжила время от времени помогать, прося молитв о муже. Спустя год у них родился сын, крестины были в нашем храме и я наконец лично познакомился с её мужем. Он оказался очень приятным и открытым человеком даже без тени неприязни к христианству. Как мне объяснили, столь сильная перемена в нём произошла как бы сама собой именно за эти недавние месяцы. Сейчас возникла потребность поддержать финансово одну православную школу в Кении - иначе она просто закроется - и, получив благословение на сбор от митр. Кенийского Макария, я написал этой жертвовательнице вопрос, не может ли она поучаствовать. И вдруг она сообщает мне,

Хочу рассказать о том, что происходит прямо сейчас. Некоторое время назад я узнал, что в Индию собирается священник РПЦЗ и посоветовал р. Б. Сергею, который давно интересуется вопросом устроения православной миссии в этой стране, и которому еще о. Даниил благословлял поехать туда, составить компанию этому священнику. При подготовке поездки оказалось вдруг, что священник не сможет отправиться, и Сергею пришлось ехать одному. Они должны были посетить в штате Махараштра общину местных христиан, глава которых настойчиво писал об их желании принять Православие. Честно скажу, было некоторое предубеждение. Например, когда я переписывался с Роханом, главой этой общины и в ответ на его вопрос о присоединении их к Православию, написал, что они должны сначала быть научены православной вере, Рохан написал мне: "я их научил". Я грешным делом подумал, что парень много о себе воображает - ну как он мог научить других православной вере, живя в индийской глуши, даже не видев в глаза ни одого православного, не будучи ни разу в православном храме - только на основании того, что узнал из интернета? Когда Сергей приехал на место (а он сейчас там), то оказалось, что Рохан совсем не преувеличивал. Он, будучи протестантом с рождения, более пяти лет назад стал ощущать неполноту протестантизма, начал изучать христианство и убедился в истинности Православия. Мало того - убедил в этом 250 других протестантов и все эти годы учил их православной вере, одновременно с этим пытаясь достучаться до представителей Православной Церкви с просьбой о принятии. И вот, слава Богу, нашелся православный человек, который до них добрался. Вот что он пишет:

HR1PZUMQ7EM«Однажды я отправился с проповедью на остров Тимор. Со мной летел мой духовный сын Арди. После долгого путешествия мы оказались в джунглях, в глухой деревне, которая называлась Хаумэнибук. Нас принял вождь деревни. Он был очень добр к нам, мы сидели в хижине, разговаривали о Боге. Потом мы с Арди отправились в джунгли поискать воды. Вскоре отыскали родник, попили, освежились. А вокруг были какие-то странные каменные глыбы. Я очень устал и потому уселся на самый большой из этих камней, чтобы передохнуть. Но оказалось, что этот камень – изображение почитаемого в деревне божества. И жители разгневались, сочтя это оскорблением.

Когда мы уже вернулись в деревню, я услышал шум, доносившийся с холма, крики: “Убьем его! Сожжем его!” Конечно, внутренне я очень волновался – это ведь дикие люди. Вождь племени сказал: “Я попробую с ними договориться”. Это был очень хороший, отзывчивый человек. К хижине приблизилась сотня людей, вооруженных копьями. Они все были чернокожие, и в темноте я видел только зубы, когда они кричали. А кричали они не переставая. Конечно, напряжение было неимоверное. Мы все время молились… Через некоторое время вождь племени вернулся и сказал: “Отец, все в порядке. Они согласились не трогать вас. Но вам придется пройти обряд примирения”. Я сказал Арди: “Если надо поклониться тому камню, я лучше умру. Я никогда не поклонюсь идолу”.

В России я обычно всегда ношу с собой несколько запасных иконочек и небольших просветительских книжек, на случай если в пути произойдет незапланированная встреча с кем-то, кому будет очень уместно это подарить. И действительно, время от времени это пригождается, так что я и миссионерам советую иметь всегда при себе какой-то материал на раздачу. Когда я несколько месяцев назад оказался на Шри-Ланке, то, перед выходом на экскурсию решил точно также на всякий случай взять с собой изданную нашим обществом книжку "300 Sayings of the Asketics of the Orthodox Church". Положил я, значит, книгу в карман, а сам думаю, что вряд ли представится случай ее подарить кому-то: на экскурсии нас повезут всех вместе, все уже распланировано и никаких встреч с местными не предполагается. И вот привезли нас к большому католическому собору. Я стою, осматриваю его снаружи, и вдруг ко мне подходит старик-ланкиец и говорит по-английски: "Отец, я вижу, у Вас в кармане какая-то книга. Могу ли я взглянуть на нее?"