01maler1 200Встреча и беседа с преподавателями ШПМ Аркадием и Еленой Малер в русско-сербской общине Св. Николая Сербского в Сантьяго, Чили.

13 и 14 февраля приход Св. Николая Сербского посетили интересные гости из Москвы – Малер Аркадий Маркович и Малер Елена Сергеевна, исследователи и преподаватели русской религиозной философии Государственного академического университета гуманитарных наук при Институте философии Российской академии наук, соорганизаторы интеллектуального клуба "Катехон" (при Институте философии Российской академии наук) и православные публицисты. Аркадий Малер является также членом Синодальной Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.

01maler2 200Кроме того Аркадий и Елена преподают в Школе Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе, которая была основана в 2009 году известным в православном мире священником иереем Даниилом Сысоевым. Елена Малер рассказала, что они с Аркадием имели счастье быть лично знакомыми с отцом Даниилом и в некотором смысле стать его учениками. По словам Елены, отец Даниил всегда подчеркивал, что после глубокого кризиса церковь перешла на тот этап, когда пора уже не только заниматься возрождением, но и обращаться к православной миссии, всегда напоминая, что православие – это вселенская религия, обращенная ко всем народам. Находясь в русско-сербском приходе, Елена не могла не вспомнить того факта, что после мученической кончины отца Даниила именно сербские православные первыми стали почитать его как святого.

01maler3 200В своё первое посещение 13 февраля, после литургии, отслуженной иереем Душаном Михайловичем в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Антиохийского патриархата), Аркадий и Елена передали в дар приходу щедрую миссионерскую посылку: книги и брошюры для миссионерской работы, в том числе на испанском языке, крестики, иконы и кадильный уголь, а также богослужебные книги и дароносицу.

Отец Душан поблагодарил наших гостей за ценные подарки, за их труд и помощь, после чего пригласил в одну из аудиторий при храме, где состоялась встреча и беседа с прихожанами и гостями прихода.

01maler4 200Аудитория собрала не только членов русско-сербской общины, но и православной общины во имя Св. Нектария Эгинского (РПЦЗ), в том числе присутствовал дьякон Роберто Леон Рамирез.

01maler5 200Среди гостей было много чилийцев и благодаря переводу, который осуществляла прихожанка прихода Св. Николая Сербского Анна Николаева, общение стало доступным для всех присутствовавших.

Сначала Аркадий и Елена подробно рассказали аудитории о направлениях своих исследований. Первым слово взял Аркадий Маркович, обозначивший тему своего выступления как «Положение христианства в современном мире». Речь шла о кризисе современной европейской цивилизации и пути выхода из него.

​Вначале Аркадий обратился к истокам проблемы. У Европейской цивилизации есть две основы – это античное наследие и христианство. Интуиция греческой философии и римского права нашли свое оправдание именно в христианстве, которое в конечном счете объединило весь европейский мир. В эпоху нового времени, когда античное наследие предпочли христианству (идеи Возрождения), прибавилось третье начало – секуляризация. Но без христианства идеи нового времени, такие как идея свободы, равенства, братства, и главная идея – идея человеческой личности, были бы невозможны, потому что все эти идеи в европейскую философию привнесло именно христианство. Пока еще современная Европейская цивилизация на уровне декларации сохраняет некоторые христианские ценности и принципы, например, представление о свободе, о ценности человеческой личности, но без христианских корней эти идеи оказываются абстракцией.

01maler6 200Аркадий подчеркнул, что сегодня Европейская цивилизайия имеет два серьезных вызова. Первый, внешний, – это тот факт, что есть другая, альтернативная цивилизация – Исламская, огромная, существующая много веков, которая точно знает, чего она хочет, имеет точную картину мира и цели истории, и в этом смысле она непротиворечива. Второй вызов, внутренний, это та самая секулярная идеология современной Европы, которая в эпоху постмодернизма дошла до своего логического предела – отказа от абсолютных ценностей. И христианство остается единственной основой Европейской цивилизации, которая может дать ответ и тому и другому вызову.

В этом смысле опыт России, как считает Аркадий, уникален. Последние тридцать лет в нашей стране свободно развиваются идеи христианские, консервативные. И это не государственный заказ, а естественный ход вещей, это выбор народа. Когда распался Советский Союз и мы тоже переживали свой кризис ценностей и идентичности, оказалось, что единственное, что нас укрепляет и связывает – это русская православная церковь. Россия возрождается как православная страна. И эта историческая связь России и православия может стать залогом возрождения и для Европы.

01maler7 200Сразу после Аркадия со своим докладом выступила Елена Малер. Темой ее выступления стало «Русское зарубежье и его место в современном мире». Елена отметила, что русское зарубежье, будучи следствием большевистской антихристианской революции, имело свое большое позитивное воздействие на дальнейший ход истории: русский православный народ, рассеянный по миру, принес во все его уголки свою веру, создавая очаги православия. Дети, внуки эмигрантов, ощущая себя частью той страны в которой они родились, продолжали в то же время осознавать себя русскими, считать себя носителями русскости. Отсюда возникло понятие «Русский мир». В связи с этим понятием Елена обозначила несколько проблем:

1. очень многие эмигранты считают, что они обладают большей русскостью, чем современная Россия;
2. часто осознание себя русскими в среде эмигрантов оказывается важнее, чем осознание себя христианами;
​3. многие русские православные приходы представляют собой островки, закрытые от мира внутри собственной ограды. Елена подчеркнула, что Россия как государство сформировалась христианством, и культура, язык, письменность – все это стало следствием христианства. Поэтому очень важно «не только сохранять русскость, но и возродить христианское самосознание, когда мы мыслим себя через ту миссию, которую дал нам Господь. А какими средствами? Средствами нашей культуры, а не наоборот». В заключительной части своего выступления Елена отметила, что в наше сравнительно благополучное для Православной церкви время, в век мировой сети, необходимо объединение православных приходов по всему миру, активизация взаимных проектов, чтобы делиться опытом существования и миссии в неправославных странах.

01maler8 200Выступление гостей вызвало живой отклик у слушателей. Представители русского зарубежья поспешили поделиться с ними своими наблюдениями. Так присутствовавшая в аудитории Татьяна Георгиевна Спиридонова, член Координационного совета соотечественников в Чили и сотрудник Музея русского казачьего зарубежья на Дону, заметила, что, к сожалению, потомки эмигрантов очень часто уже не считают себя русскими, и в результате те ценные архивы, фотографии, библиотеки, семейные реликвии, которые вывозили эмиранты из России, оказывались на помойке. Поэтому очень важно работать над поисками, сохранением и возвращением в Россию того, что еще уцелело.

Интересное замечание об эмигрантах сделал прихожанин общины Андрей Лукьянов: он отметил, что если старые эмигранты были верующими и все собирались вокруг церкви с целью сохранить свою идентичность, то сегодня создается ощущение, что русские эмигранты покидая Россию, стараются расствориться в новой среде, и к сожалению, в церковь приходит лишь сотая их часть. Аркадий и Елена в ответ на эти наблюдения, отметили, что выбор идентичности – это личный выбор каждого, но они апеллируют прежде всего к тем, кто считает себя частью Русского мира, независимо от его национальной принадлежности.

01maler9 200В заключение слово взял отец Душан, который коснулся вопроса миссии. Он отметил, что главной задачей, стоящей перед священником, служащим за границей, является окормление своей паствы, русскоязычной или сербскоязычной, и в первую очередь спрашивается о результатах именно этой работы. Миссия среди местного населения оказывается второстепенной. В то же время, миссионерская работа предполагает совершенно другую предварительную подготовку и характер деятельности: изучение языка, обычаев и традиций общества, служение на местном языке и с учетом местных нравов. Разные задачи определяют разные подходы, и в этом смысле трудно совместить эти два вида деятельности.

Аркадий и Елена согласились, что подобная проблема существует. В то же время, по их мнению, есть значительные положительные сдвиги в этом направлении. Аркадий сослался на документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», в разработке которого он участвовал, и отметил, что сегодня, благодаря позиции Патриарха Кирилла проблемы миссии наконец открыто обсуждаются. В свою очередь Елена Сергеевна поблагодарила о. Душана и отметила, что служба, на которой им пришлось побывать сегодня, характеризует общину Св. Николая Сербского как образец «вселенского православия»: в антиохийском храме и из алтаря и с клироса равноправно звучат молитвы на трех языках – на церковнославянском, на сербском и испанском. Она как раз может быть хорошим примером совмещения работы со своей паствой и миссионерской работы. По всему чувствуется, что речь идет об уникальной общине, объединившей людей разных национальностей.

На этой положительной ноте в этот день Аркадий и Елена Малеры простились с аудиторией. Отец Душан пригласил всех продолжить беседу на следующий день.

01maler10 200В воскресенье 14 февраля общение продолжилось в неформальной обстановке за трапезой, организованной нашими прихожанами в зале при Храме Св. Троицы и Казанской иконы Божьей Матери (РПЦЗ). В отсутствие отца Душана, который по состоянию здоровья не смог присутствовать на второй встрече с гостями, инициативу взял на себя дьякон Роберто Леон Рамирез. Дьякон Роберто, клирик Русской православной церкви за рубежом, историк по образованию, давно занимается исследованием истории становления русской церкви в Чили. Он рассказал о том, каким образом, благодаря эмиграции, стремившейся сохранить живую Россию, формировалась русская православная община в Сантьяго и была построена церковь Св. Троицы и Казанской иконы Божьей Матери, которая сегодня по благословению Епископа Каракасского и Южноамериканского Иоанна (РПЗЦ) объединила под своим кровом русско-сербскую общину Св. Николая Сербского, с благословения Митрополита Черногорского Амфилохия (СПЦ) и Епископа южноамериканского Леонида (РПЦ МП), а также православную общину Св. Нектария Эгинского (РПЦЗ), состоящую главным образом из чилийцев.

Если в первую встречу речь шла о проблемах Европейской цивилизации и Русской православной миссии в целом, то на этот раз разговор сосредочился непосредственно вокруг Чили. Был поднят вопрос о том, какое отношение те проблемы, которые затронул в своем выступлении накануне Аркадий, имеют к Латиноамериканскому континенту в целом и к Чили в частности. Аркадий объяснил, что когда говорят о Европейской цивилизации, то речь идет не только о Западной Европе: Европейская цивилизация в современном понимании – это все государства мира, которые испытали непосредственное влияние Европы. И Россия и Латинская Америка испытали все возможные волны европейского влияния – от христианства до современного постмодернизма. Но при этом у России и Латинской Америки есть нечто общее: они не являются источником западных идей, взглядов. Аркадий со ссылкой на книгу Самюэля Хантингтона “Столкновение цивилизаций” подчеркнул, что славяноправославная и латиноамериканская цивилизации внутри Европейской цивилизации представляют собой альтернативу Западу, в чем заключается их позитивный потенциал. В Латинской Америке люди еще верят в Христа, находятся в поиске истины, что может стать залогом того, что они найдут ее. В этом смысле, по мнению Аркадия, современный чилиец гораздо больше европеец, чем современный француз.

01maler11 200В связи с этим разговор вернулся к важности и необходимости православной миссии. Дьякон Роберто обратил внимание гостей на эту проблему изнутри, со стороны представителей чилийской православной общины. Он отметил, что появление православных чилийцев с конца 60-х годов, было не столько благодаря миссионерской деятельности национальных православых общин, сколько из-за стремления и интереса самих чилийцев. Позже, когда уже появились дьяконы и священники из чилийцев, возникла новая проблема – проблема коммуникации, по выражению дьякона Роберто, с «центром». Православные общины, формирующиеся вокруг чилийских священников, оказывались в изоляции: у них нет возможности донести информацию до «центра», получить ответы на свои запросы и поиски. В смысле подготовленности местных священников, катехизаторской работы с местными национальными общинами, Латинская Америка до сих пор остается «на задворках» Православной церкви. В заключение, дьякон Роберто отметил, что только сейчас, благодаря работе с отцом Душаном, наша община становится церковью для всех.

Аркадий и Елена поблагодарили дьякона Роберто за интересные наблюдения и обещали по возможности осветить эти проблемы.

01maler12 200В заключение беседы был затронут также вопрос о секуляризации Чили. Как заметил прихожанин Андрей Лукьянов, сегодня этот процесс в Чили набирает обороты: идет кампания по легализации абортов, обсуждается вопрос об однополых браках.

​На это свой позитивный ответ дал Аркадий: он высказал глубокую убежденность в том, что между отрицанием всех ценностей и ответами, которые дает православие, победит второе. Потому что на секулярной идеологии нельзя построить семью, нельзя построить государство. Но чтобы обратиться к православию, люди должны о нем знать. Таким образом, финальной точкой в общении с нашими гостями стало утверждение о необходимости развития и усиления православной миссионерской работы в Чили, на всем Латинском континенте и в мире.

На память о встрече и в знак благодарности за интересное общение супруга отца Душана Эллина Михайлович от лица всей общины подарила Аркадию и Елене Малер книгу Ольги Ульяновой и Кармен Норамуэна «Русские в Чили». На прощание были сделаны памятные фотографии, участники встречи обменялись контактами и договорились о дальнейшем общении и сотрудничестве.

Автор текста - Эллина Михайлович

Источник - pravoslavie.cl

Помочь Школе православного миссионера

Школа православного миссионера

Дорогие братья и сестры!

Как вы знаете обучение в ШПМ всегда было бесплатно и, даст Бог, таковым и останется, но это не значит, что Школа не несет расходов.

Поддержка преподавателей, содержание сайта и механизма дистанционного образования, а также поддержка миссионерских проектов — все это требует средств.

Поэтому мы обращаемся к вам за поддержкой в это непростое время.

Собрано 244528 р. 
Осталось собрать 255472 р. 

Требуется собрать всего 500000 р.