Помочь людям прийти в Церковь можно даже через карате — митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий.

Исходя их моего практического опыта служения в трёх миссионерских епархиях: Камчатка, Хабаровский край, Южная Америка — могу сказать, что не смотря на то, что и люди разные, и миссионерские приёмы и методы могут быть разные, но суть остается одна — помочь человеку прийти ко Христу. Не привести человека, а помочь ему прийти.

Прежде всего миссионер должен прекрасно понимать, кто он и зачем он трудится. У замечательного проповедника митрополита Антония Сурожского есть статья, которая посвящена трём уровням духовного руководства — есть старчество, есть руководство опытного священника, есть просто окормление обычным священнослужителем. В этой статье митрополит Антоний пишет, что задача священника — наблюдать, уметь видеть, что в человеке совершает Святой Дух и благоговейно относиться к этому процессу. Если ты не можешь помочь — не мешай. Мне кажется, это — главное.

Возможно кому-то эти слова покажутся достаточно общими и абстрактными. Но в этом и состоит миссия священнослужителя, миссионера. Нужно видеть, что и как в человеке совершает Святой Дух и по мере своих возможностей помогать этому.

Если говорить более конкретно, цель миссионера — помочь человеку прийти ко Христу. Если я как миссионер это понимаю, я уже никогда не позволю себе давить на человека, заставлять человека лгать самому себе, лицемерить. Не редко бывает так, что неопытный пастырь, начав руководить новоначальным христианином, старается сделать из него христианина по своему образу и подобию. Не помогает ему прийти к образу и подобию Божию, а самого себя начинает из него лепить. Новоначальный пасомый, придавшись этому младостарцу, может быть даже осознавая, что он неправильно поступает, что он переступает через самого себя, начинает лгать самому себе. В результате мы получаем либо церковного лицемера, либо человека, который со временем уходит из Церкви.

Миссионеру также важно понимать границы своих возможностей. Он должен понимать, что он не старец, что у него нет ещё опыта. Он должен быть настроен на то, что необходимо постоянно учиться. Не столько учить, сколько самому учиться. Это значит читать святых отцов, учиться у опытных священников, которые сами занимаются миссией. Сейчас есть масса литературы по практическим методам и приёмам миссионерской деятельности. Не грех поучиться и у иных конфессий, у тех же протестантов и католиков. Не во всём мы можем им подражать, но в чём-то можно перенимать их хороший опыт.

Обязательно нужно молиться Богу, развивать в себе внутренний слух для того, чтобы слышать Бога и вести себя в соответствии с тем, что Господь от тебя требует. Конечно, это приходит с годами, но если ты к этому стремишься, то обязательно получаешь.

Можно привести ко Христу и через теннис, через единоборства, даже через интернет-кафе. Когда священнослужитель ставит теннисные столы и решает через это привести молодёжь, он должен понимать, что через это люди, которые придут играть могут потом прийти в Церковь, а могут и не прийти. Поэтому если я, как миссионер, принимаю решение использовать какой-то нестандартный метод привлечения молодёжи к Церкви, моя первая задача — видеть, что происходит с этим молодым человеком по мере того, как он приходит играть. Есть в нём какие-то изменения или нет? А если есть, то какие.

Я никогда не занимался привлечением молодёжи через настольный теннис, но могу рассказать, как мы приводили каратистов к нашей Церкви на Камчатке. Ко мне пришли руководители ассоциации карате и сказали: «Владыка, мы сами верующие люди и хотели бы чтобы наши ребята тоже пришли к вере. Как Вы можете нам помочь?» Что такое карате я знал только из интернета, и отзывы верующих были в основном отрицательные. Я попросил разрешения поприсутствовать на тренировках. Приходил туда в гражданской одежде, чтобы никого не смущать. Я сразу обратил внимание на то, что они кланяются ковру, залу, портрету учителя. Можно было просто сказать: «Так нельзя делать ни в коем случае», а можно предложить альтернативу: вместо портрета учителя в зале повесили изображение святого Георгий Победоносца. Это святой покровитель воинства, а, кроме того, этот образ на Гербе нашего государства. Я объяснил, в чём смысл поклонения святому, чем это отличается от поклонения учителю, рассказал им, кто такой святой, что святой человек до сих пор с нами и поклоняясь ему, мы входим с ним в настоящие взаимоотношения.

Дальше мы приступили к изменению самой тренировки. Раньше перед тренировкой они садились на колени и медитировали. Но медитация — это вред, это мечтание, это ведёт к прелести. Я им порекомендовал, вместо того, чтобы отдавать себя на волю потока своих внутренних ощущений, что несомненно ведёт к прелести, читать молитву «Отче наш» или просто просить Бога о том, что им нужно во время тренировки: чтобы Он укрепил, дал внимание, оградил от греховных внутренних побуждений, обиды, зависти, злобы к сопернику.

Первое время я обязательно оставался на тренировках — смотреть кто из молодых людей или девушек как ведёт себя. На тренировке очень ярко проявляются достоинства и недостатки человека: кто-то боится, кто-то обижается, кто-то раздражается. После тренировки мы буквально на пятнадцать минут оставались в зале и разговаривали об этом.

В результате года такой работы, пятеро наших ребят с Камчатки поехали в Сергиев Посад, где были крупнейшие соревнования, и четверо заняли первые места, а один — второе.

Так что можно привести к Богу и к вере через многие светские занятия. Но нужно не забывать, что если человек пришёл к тебе через настольный теннис, не нужно оставлять его на этом уровне. Иди вместе с ним, помогай ему, смотри что Святой Дух с ним делает, помогай ему развиваться. Это трудно, это сложно, особенно для священника, который руководит множеством приходских дел. Но если ты за это взялся и имеешь чистосердечное желание помочь молодым людям стать христианами — не бросай, не оставляй их, занимайся ими. Господь тебя не оставит, Он тебе в этом поможет.

southamerica.cerkov.ru

Помочь Школе православного миссионера

Школа Православного Миссионера

Обучение в ШПМ всегда было бесплатно и, даст Бог, таковым и останется, но это не значит, что Школа не несет расходов.

Поддержка преподавателей, содержание сайта и механизма дистанционного образования, а также поддержка миссионерских проектов — все это требует средств.

Собрано 444100 р. 
Осталось собрать -44100 р. 

Требуется собрать всего 400000 р.