27 января 2024 года в рамках направления «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений был проведен круглый стол «Вероучительные и культурные аспекты миссии». Организатором мероприятия выступила Школа православного миссионера (ШПМ) при Синодальном миссионерском отделе.
Мероприятие возглавил председатель Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии при Епархиальном совете г. Москвы и руководитель ШПМ протоиерей Игорь Фомин.
В приветственном слове к участникам отец Игорь подчеркнул значимость определенных вероучительных и культурных аспектов для развития миссионерского служения.
С докладом «Искажение веры как препятствие для миссии» выступил председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, член Межсоборного присутствия, преподаватель ШПМ, кандидат богословия иерей Георгий Максимов. Отец Георгий отметил, что миссия имеет смысл и успех только тогда, когда миссионер четко и ясно доносит истину веры без искажений, не поддаваясь искушению смягчить или исказить Слово Божие, чтобы сделать Православие привлекательным. Поскольку только истина имеет силу преображать души человеческие и соединять их с Богом, очень важно, чтобы миссионерское образование исключало всякий модернизм и новомодные ереси.
Продолжая тему опасности искажения православного вероучения секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, преподаватель ШПМ иеромонах Корнилий (Молев) выступил с сообщением «Необходимость догматического возрождения как миссионерский ответ на новейшие искажения вероучения христианских конфессий». В ходе своего выступления отец Корнилий отметил миссионерскую возможность Русской Православной Церкви на фоне резонансных догматических искажений в других конфессиях, где не видно никаких предпосылок к исправлению ситуации.
Исполнительный директор и преподаватель ШПМ, член Комиссии по катехизации поддержки внутренней миссии г. Москвы А. А. Коршиков выступил с докладом «Христианство и наука. Конфликт или миссионерская возможность», в котором рассмотрел две крайности восприятия науки: с одной стороны, как абсолютного зла и, как следствие, полного отказа от технологий, с другой стороны — приятия научных мировоззренческих позиций, когда как сама наука не занимается вопросами мировоззрения. Также Александр Александрович отметил направления для развития миссионерского движения в научных кругах, обозначив острые конфликтные темы, которые имеют огромный миссионерский потенциал, в частности, вопросы происхождения Вселенной и жизни на Земле.
«Я думаю нашим союзником станет генетика», — поделился преподаватель. «Гуманитарная сфера также является колоссальным пространством для миссии, особенно для преподавателей вузов. История, литература, культурология, философия, политология позволяют подготовить человека к разговору о Евангелии», — подчеркнул Александр Александрович.
Православный философ, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия, преподаватель ШПМ А. М. Малер выступил с докладом «Теология культуры и христианская культурология», в котором отметил, что отношение христианина к культуре должно быть обусловлено православным мировоззрением и обосновал недопустимость оппозиции культуры и христианства с одной стороны и растворения христианства в культурах мира с другой. Следует избегать как религиозного эскапизма, так и христианского мультикультурализма. Задача христианской культуры и теологии культуры, если она православная — не отрицать саму рефлексию, а рефлексировать, анализировать и выстраивать свое отношение к культуре, реконструировать саму себя на основе православного христианства, православной традиции.
В заключение участники круглого стола отметили, что христианская культурная система является неотъемлемой частью современного секулярного мира. Задача христианина проанализировать культурное наследие, осудить то, что противоречит православному христианству, принять то, что не противоречит, и культивировать то, что помогает развитию православной миссии.
Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе