04sv nikolai santyago 200В современном Чили, католической, казалось бы, стране за совсем недолгий срок заметным и значимым явлением стало Православное христианство. Средоточие русского Православия в главном городе Чили Сантьяго – приход Святителя Николая Сербского. Это уникальная община, паству которой составляют не только наши соотечественники как зарубежной, так и отечественной ветвей Православия, но и верующие из разных славянских стран и даже православные чилийцы.

Об истории и перспективах развития Русской православной миссии в Чили, об опыте пастырской работы в этой стране и формировании уникальной межправославной общины с настоятелем прихода Святителя Николая Сербского в г. Сантьяго иереем Душаном Михайловичем побеседовала побывавшая недавно в Чили Елена Малер.

Об истории Православия в Чили

Уважаемый отец Душан, расскажите, пожалуйста, об истории появления и развития Православия в Чили, о появившихся за это время русских общинах и приходах.

Вид на Сантьяго с холма Сан Кристобаль

Начало православного присутствия в Чили связано с появлением первых переселенцев из Палестины и Сирии в конце XIX – начале XX века – они и до сих пор являются самыми многочисленными представителями Православия в этой стране. В конце XIX века на территорию Чили обратили внимание сербские мореплаватели из Дубровника и Боки Которски, которая сегодня принадлежит Черногории. Но большинство из них ассимилировались и влились в уже тогда весьма многочисленную хорватскую католическую общину – хорваты переселялись в Чили ещё c середины XIX века вместе с немцами, которых чилийские власти приглашали осваивать плодородные чилийские земли. Первые русские «белые» эмигранты начали прибывать в Чили после октябрьского переворота 1917 года. Русская православная церковь появилась в этой стране 25 декабря 1933 года, когда была организована первая русская православная община в г. Сантьяго – приход Казанской иконы Божией Матери РПЦЗ, возглавляемый протоиереем Илиодором Антиповым, первым русским священником в Чили. Позднее появилась ещё одна русская эмигрантская община РПЦЗ – приход Святой Троицы. Обе общины так параллельно и существовали, пока к власти в Чили не пришёл Сальвадор Альендe и значительное число русских эмигрантов не покинуло Чили. Затем, после военного путча Пиночета, произошло объединение двух православных общин в одну и был построен новый русский храм Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери. Примерно, в те же годы появился и первый приход под управлением Московской Патриархии – Святого Иоанна Богослова. После объединения РПЦЗ и РПЦ МП, к сожалению, священник храма Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери ушёл в раскол. А православные чилийцы из РПЦЗ, которые остались верными каноническому порядку, организовали в Сантьяго свою православную общину Св. Нектария Эгинского, настоятелем которой стал отец Алекс Аэдо. А ещё через какое-то время он основал ещё один приход – Св. Силуана Афонского – во втором по значимости городе Чили Консепсьоне, и сейчас общими усилиями православных арабов, русских и чилийцев в нем идет строительство храма.

Насколько я знаю, после достаточно интенсивного развития в середине века развитие Православия в Чили внезапно приостановилось и пошло на спад. Так ли это и с чем это было связано?

Отец Душан, Рождественская служба 2016 г.
в храме Рождества Пресвятой Богородицы

Православие в Чили достаточно бурно развивалось в послевоенные десятилетия: тогда в Чили одновременно служили шесть русских священников, два-три чилийца, а у арaбов было двенадцать приходов. После, с семидесятых годов и до наших дней, наблюдался спад, что, конечно, очень печальный факт. Но есть множество причин, которые привели к такой ситуации.  Во-первых, это многолетнее отсутствие реального интереса и работы Православных Поместных Церквей на территории Латинской Америки, в результате чего у миллионов православных христиан на огромных просторах этого континента годами, а то и десятилетиями, не было ни своих храмов, ни каких-либо контактов с православными священниками, в результате чего многие перешли в католицизм или протестантизм. Во-вторых, это ошибочная кадровая политика, при которой назначение священнослужителей в эти края часто воспринималось как своего рода ссылка, и поэтому многие из них старались как можно скорее найти более комфортное место служения, прежде всего, в США или в Канаде, вследствие чего местные люди теряли веру в искренность православных священников. В-третьих, это массовые злоупотребления со стороны разных авантюристов, самозванцев и раскольников, которые действовали (а многие и до сих пор действуют) под видом православных священников, подрывая доверие местного населения и тем самым нанося огромный ущерб каноническому священству. Антиохийский митрополит Силуан однажды сказал мне, что на территории Латинской Америки действует около 80 (!) разных раскольнических организаций православного толка. К сожалению, надо признать, что и со стороны канонических архиереев и священнослужителей также были случаи пастырских ошибок, обусловленных недостаточными знаниями об этой стране и недостаточным пониманием местного менталитета. К этому можно добавить ещё и конфликты между православными юрисдикциями, – прежде всего, Константинопольским Патриархатом, который претендует на первенство на этой территории, и Антиохийским Патриархатом, который имеет гораздо больше исторических и фактических оснований для этого первенства. Эти конфликты, естественно, сильно смущали потенциальных прихожан.

Первый опыт и первые трудности служения в Чили

Расскажите, пожалуйста, каким образом Вы, будучи священником Сербской Православной Церкви и выпускником Самарской Духовной семинарии, оказались в Чили?

Храм Троицы и Казанской иконы Божией матери.
Русско-чилийское венчание

Я приехал в Чили 11 августа 2012 года по благословению моего архиерея митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, который в 2011 году организовал на территории Латинской Америки новую епархию Сербской Церкви. В отличие от Аргентины и, например, Венесуэлы, где у Сербской Церкви были свои православные общины и приходы, в Чили не было ничего – ни церкви, ни православной общины, – так что для меня это был путь в полную неизвестность. Единственное, на что я мог рассчитывать, это временный приют в квартире одного нашего эмигранта, который в то время уезжал в Сербию, и небольшое количество денег, достаточное для того, чтобы покрыть расходы на жизнь в этот период. Но шансы, что я смогу выжить в этой весьма дорогой стране, были мизерны. У меня был даже куплен обратный билет на 22 сентября. Тем не менее у Господа были другие планы на мой счет. Спустя две недели одна влиятельная сербка предложила мне принять участие в конкурсе для приёма на работу в одной крупной международной компании – и я получил эту работу. А сразу после этого она помогла мне арендовать квартиру, и вместо возвращения в Сербию я остался в Чили, и уже в конце сентября в Сантьяго перебралась и моя супруга с двумя нашими маленькими детьми. Первые семь месяцев я параллельно работал в компании и служил, но это было очень трудно совмещать, и через некоторое время я оставил фирму и полностью посвятил себя пастырской работе.

Как начиналось Ваше служение в Чили, с какими первыми трудностями Вам пришлось столкнуться, в каких непривычных обстоятельствах приходилось служить?

Первое время я служил в домашней церкви православной общины Св. Нектария Эгинского РПЦЗ, состоявшей из православных чилийцев. Мои первые Литургии проходили в маленьком частном домике, превращённом в домашнюю церковь, где перед импровизированным алтарём могло поместиться максимум 7–8 человек. Для меня это был совершенно новый и экзотический опыт. Затем я получил благословение антиохийского митрополита Сергия перейти служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы Антиохийского Патриархата, в которой я и мои прихожане были приняты с братской любовью и гостеприимством её настоятелем иереем Франциско Сальвадором. Это служение дало мне замечательную возможность ежедневно контактировать с отцом Франциско, узнавать богослужебную традицию Антиохийской Церкви, обмениваться опытом и мнениями, что и послужило сильным импульсом для нашей дальнейшей пастырской работы. Ведь одна из главных проблем, с которой сталкивается православный священник в Южной Америке, – это изоляция, отсутствие каких-либо контактов с духовенством, которая может продолжаться месяцами и даже годами. Некоторые священники в таких условиях постепенно отступают от установленной практики богослужения, подвергаются разным негативным влияниям, а порой даже заканчивают в расколах, совершают канонические преступления или впадают в различные еретические заблуждения. Вот почему общение является неоценимым богатством для священников, находящихся в неправославном окружении.

Приобретя за прошедшие здесь годы уникальный опыт служения, что бы Вы посоветовали учитывать приезжающим сюда православным священникам и миссионерам?

С первыми экземплярами молитвословов на испанском языке

Думаю, что лучшим ответом на этот вопрос будет то, что мне посоветовал митрополит Силуан ещё до того, как я отправился в Чили. Он рекомендовал мне следующее: «Когда приедете в Латинскую Америку, первое, что надо сделать, – первый год широко открыть глаза и уши, но закрыть – рот! Не пытайтесь использовать свой европейский жизненный опыт и правила поведения на этой территории. Это духовные джунгли!». Думаю, что этот молодой, но очень мудрый Владыка был абсолютно прав. Но не знаю, удалось ли это сделать кому-нибудь, включая меня. Мне кажется, что только сейчас, спустя четыре года, я начинаю понимать, где я нахожусь, и почувствовал, что способен принять этот чудный менталитет и поведение чилийцев, которые вначале были мне совершенно непонятны.

Уникальный межправославный приход в Сантьяго

Во время моей недавней поездки в Чили, оказавшись на Литургии в Вашем храме, я, как нигде прежде, почувствовала, что Православная Церковь, действительно, является Вселенской. Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось сформировать такой удивительный межправославный приход и кто Ваши прихожане?

Да, эта особенность нашего прихода Святителя Николая Сербского связана с историей выпавшего мне здесь служения. Ведь моя история складывалась таким образом, что сейчас я одновременно представляю три юрисдикции: Сербскую и две Русские – РПЦ и РПЦЗ; с 2015 года я, кроме того что являлся священником Сербской Церкви, стал клириком и членом епархиального совета Аргентинской и Южно-Американской епархии РПЦ МП; помимо того, что я продолжал служить в Церкви Антиохийского Патриархата, около года назад Указом епископа Русской Зарубежной Церкви Иоанна я был назначен настоятелем храма Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери. Так и сформировался вслед за моими передвижениями и назначениями мой такой разнородный и по-настоящему межправославный приход: это сербы, русские, украинцы и белорусы, которые переселились в Чили совсем недавно и продолжают прибывать, затем – представители старой русской эмиграции и их потомки, а также чилийцы из прихода Св. Нектария Эгинского. У них разный уровень понимания Православия и разный уровень воцерковлённости, но очень радует, что нет никаких разногласий и разделений.

Я стараюсь внушить своим верующим понимание того, что Православная Церковь едина и неделима, а различия в традиции и языке богослужения разных Православных Поместных Церквей – это то, что нас обогащает, а не разъединяет. Это нелёгкая работа, потому что эмигранты в диаспоре из-за оторванности от Родины всегда стараются сохранить свои национальные и культурные особенности и иногда тяжело воспринимают в своих храмах представителей других народов. Я с самого начала стараюсь воспитывать у своих прихожан правильную позицию, и, слава Богу, отец Франциско из Антиохийской Церкви поддерживает эти старания: мы произносим проповеди на эту тему, проводим совместные богослужения и различные мероприятия, где наши прихожане могут познакомиться, сблизиться и почувствовать себя одной семьёй.

Скажите пожалуйста, какими Вы видите основные, самые востребованные задачи, стоящие перед Вами и Вашим приходом?

Своей главной задачей я вижу налаживание и развитие катехизаторской работы с эмигрантами славянского происхождения, которых согласно официальной статистике только русскоговорящих в Чили уже около 8000.  Мы хотим привлечь как можно больше людей к церковной жизни, чтобы они сохраняли родной язык, сохраняли свои истинные духовные и культурные ценности, опирались на них, живя здесь, потому что без этого невозможно иначе противостоять неминуемой ассимиляции. Миссионерская работа с местным населением для нас также важна, но, учитывая тот факт, что у отца Франциско как представителя чилийского Православия больше опыта и возможностей работы с чилийцами, мы договорились, что в нашей пастырской работе я буду в большей степени заботиться о славянских верующих, а он – о чилийцах. Правда, надо отметить, что многие чилийцы предпочитают наш приход: их привлекает убранство русского храма, благолепие наших богослужений и красота церковных песнопений, а также славянская культура и русский язык.

Перспективы развития Православия в Чили

Как Вам кажется, являются ли современные чилийцы сознательными католиками или произошло какое-то охлаждение интереса к Католической Церкви? И возможна ли миссия в этой среде?

В храме Св. Иоанна Богослова
с чилийским священником о. Хуаном

Римо-католики в Чили всё больше теряют свои позиции, хотя их орден Опус Деи и иезуиты традиционно сохраняют свое влияние. Но большинство чилийцев по статистике называют себя «непрактикующими» римо-католиками, то есть не принимают никакого участия в церковной жизни. Многие в поисках нового христианства становятся протестантами: в Чили наиболее активны пентекостальцы (пятидесятники), весьма активны мормоны и «Свидетели Иеговы». 

Несомненно, есть потребность в православной миссии. Но надо иметь в виду, что миссия в католическом окружении, возможно, является одной из самых трудных. Ведь современные римо-католики не понимают разницы между нашими вероисповеданиями, а когда узнают о различиях, то они им кажутся несущественными и неважными. Поэтому их очень трудно убедить в необходимости перехода в Православие как основном условии спасения. Ситуация усложняется, когда они узнают, что в нашем исповедании аскеза является одним из главных путей достижения спасения: в достаточно богатом и стабильном обществе, каким является чилийское общество сегодня, очень трудно убедить кого-то в необходимости ограничивать себя.

Каким образом, с Вашей точки зрения, должна дальше развиваться Православная Церковь и миссия в Чили?

Концерт ансамблей "Калинка" и "Малинка" в Сантьяго

Думаю, что на сегодняшний день самым важным является то, что на территории Южной Америки у Православной Церкви есть архиереи и духовные лидеры, которых здесь очень не хватало. Это весьма специфическая территория: приходы здесь разделены между собой тысячами километров, и поэтому умение умных и благодатных архиереев руководить в таких обстоятельствах является основным условием для нормального функционирования наших приходов.

Второе, по моему скромному мнению, было бы желательно в ближайшей перспективе яснее формулировать цели нашего пастырского труда. Речь идёт о том, что с каждым будущим священником, который направляется сюда, необходимо чётко определить, что является его главной целью: катехизация наших переселенцев или миссия среди местного населения. Эти две цели совсем не одно и то же: они требуют совершенно различного отношения и подготовки. В случае катехизации акцент ставится на богослужении на церковнославянском или сербском языке и работу, направленную на сохранение и популяризацию родного языка и культуры. Для миссии же необходим совсем другой, более комплексный подход: хорошее знание местного языка, обычаев и культуры общества, в которое отправляется миссионер, обязательное богослужение, проповеди и различная приходская активность на языке местного населения, а также солидная финансовая поддержка, которая бы обеспечила место для жизни и богослужения миссионера, так как от новообращённых в первое время нельзя ожидать никакой материальной помощи. 

При этом если в первом случае возможна ротация, то есть направление священника за границу на определённый срок, на 4–6 лет, во втором случае только подготовка кандидатов должна была бы продолжаться не менее одного-двух лет, после чего миссионер мог бы отправиться на место своего служения. Кроме того, миссия требует исключительного труда и терпения, а результаты, как правило, получаются только спустя много лет, и в этом случае краткие «мандаты» в несколько лет, в принципе, не приносят почти никаких результатов: это период сеяния, после которого миссионер только начинает потихоньку собирать первые плоды своего мучительного труда. Для истинной миссионерской деятельности лучше всего, чтобы миссионер оставался на месте служения как можно дольше, в идеале – до конца жизни, по примеру многих святителей ранних веков или как святитель Николай Японский и другие.

Насколько это возможно на практике и много ли в наше время найдётся таких энтузиастов, готовых полностью посвятить себя главной заповеди Господа нашего Иисуса Христа: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»? Но что не по силам человеку, по силам Богу.

Краткая справка

Чили – уникальная страна, расположенная на противоположном конце земного шара. Её по праву можно назвать не только одной из самых благополучных стран Латинской Америки, но и самой христианской страной. 90% населения Чили считают себя христианами. Католичество появилось на территории Чили в середине XVI века: в 1541 году туда прибыл первый католический священник, и уже к середине XVII века большая часть местного населения была обращена в католичество. Но в современном Чили активно развивается и православное христианство, ставшее за весьма недолгий срок своего здесь существования заметным и значимым явлением. Православие было принесено на территорию Чили в конце XIX века арабами, эмигрировавшими из управляемой османами Палестины. Затем, в первой четверти XX века, в Чили начали прибывать православные из Сирии и Ливана, Греции, Сербии и России. И до сегодняшнего дня православные верующие в Чили, в основном, представлены теми же народами: арабами, греками, сербами, русскими, а также и самими чилийцами, все больше проявляющими интерес к православной вере. Большинство православных общин Чили принадлежат Антиохийскому Патриархату, что неслучайно: эта Церковь первой начала свою миссию на территории Чили, направив сюда в 1910 году первого православного священника. В 1917 году ею был построен первый в этой стране православный храм Святого Георгия. Второй же по значимости является Русская Православная Церковь, представленная в Чили, как и в других странах Латинской Америки, двумя епархиями – РПЦ и РПЦЗ, пребывающими в Московском Патриархате. Первый русский храм в Чили был построен в честь Святой Троицы в 1947 году общиной Русской Зарубежной Церкви. Он, к сожалению, не сохранился, но вместо него в 1974 году двумя объединившимися православными общинами был построен храм Св. Троицы и Казанской иконы Божией Матери. Примерно, в то же время,в 1972 году, появился храм в честь Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Московского Патриархата, священнослужителями и прихожанами которого были только православные чилийцы. Средоточием современного русского Православия в Сантьяго стал появившийся в 2012 году уникальный православный приход Святителя Николая Сербского, настоятелем которого является иерей Душан Михайлович. Богослужения на приходе проходят в двух православных храмах г. Сантьяго – храме Св. Троицы и Казанской иконы Божией Матери РПЦЗ – и в антиохийском храме Рождества Богородицы; молитвы на службах звучат и на церковнославянском, и на сербском, и на испанском языках; прихожанами данных храмов являются и русские, и сербы, и арабы, и чилийцы.

Источник - prihozhanin.msdm.ru

  • Собрано! Починим пострадавший храм на Филиппинах

    02help03Дорогие братья и сестры!

    Возможно, Вы слышали, что на Филиппинах в конце 2019 года произошла серия разрушительных землетрясений, были погибшие, множество человек было ранено и осталось без крова. Не остались без повреждений и православные храмы, находящиеся рядом с эпицентром. Так пострадал строящийся храм св.Серафима Саровского в д.Макалангот, но в процессе строительства его конструкция была усилена и все повреждения были исправлены. Милостью Божией этот храм был уже освящён.

    Но есть и другие повреждённые храмы. Так храм св. царицы Елены в д. Литтл Багио выстоял, но был сильно повреждён (к слову сказать римо-католические храмы, находящиеся рядом были полностью разрушены). В опорных колоннах и стенах появились скозные трещены, а бетонный крест, венчающий храм, сломался. На данный момент храм требует усиления внешней металлоконструкцией, но у прихожан на это нет средст. Так как в основном они живут сельским хозяйством и достаточно бедно.

    Просим вас поучаствовать в востановлении храма после стихийного бедствия!

    Для покупки материалов на восстановление храма требуется 125 000 р.

    Сбор завершен!

    Данные приведены по состоянию на 28.09.2020.

    Требуется собрать всего 125000 р.

    Собрано 237100 р. 
    Осталось собрать 0 р. 

     Пожертвовать можно через БФ "Христианская книга"  (реквизиты по ссылке, не забывайте указывать назначение пожертвований «Пожертвование на Филиппины»)

    Read More
  • Сбор нательных крестиков и икон для православных Азии и Африки

    SouthAfrika baptise 200Сейчас во многих странах мира местные жители активно присоединяются к Православной Церкви. Африка на данный момент насчитывает семь миллионов православных христиан из местного населения. Крещения там постоянно продолжаются, при этом люди крестятся сотнями и даже тысячами. Но, не смотря на успех проповеди Христа, в этих странах часто нет обычных для нас вещей.

    Так, в странах Азии и Африки нельзя найти и приобрести обычный нательный крестик или иконку Господа или Богородицы. А нужда в них есть и большая. Например, во время последней миссионерской поездки на Филиппины были розданы пять тысяч медных нательных крестиков, и это не покрыло нужды местных православных жителей.

    С 2012 года Школа Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе (МП) осуществляет сбор и пересылку нательных крестиков и икон для наших православных братьев и сестер в Африке и Азии (Филиппины, Пакистан, Кения, Танзания, Кот'д'Ивуар, Камерун, Уганда, Зимбабве, Мадагаскар и тд.)

    Read More
  • Собрано! Поможем в оплате коммунальных счетов храму в Аргентине!

    01help02 По сообщению настоятеля храма святых Царственных Страстотерпцев в Мар Дель Плата, отца Герасима, со времени начала карантина, связанного с пандемией, богослужения в храме не прекращались, но количество прихожан и пожервований максимально сократилось. В результате, храм не может справиться с оплатой выставленных счетов за коммунальные услуги: за свет, газ, водопровод, интернет, городской телефон, которые всегда оплачивались именно на пожертвования прихожан.

    Настоятель храма отец Герасим обращается ко всем, имеющим возможность и желание, оказать любую посильную помощь этому аргентинскому храму в это тяжёлое время.  И ещё раз подчеркивает, что средства собираются именно на оплату коммунальных счетов храма, что в дальнейшем будет подтвердено бланками об оплате.

    Сбор завершен!

    Данные приведены по состоянию на 28.09.2020.

    Требуется собрать всего 10000 р.

    Собрано 23465 р. 
    Осталось собрать 0 р. 

     Пожертвовать можно через БФ "Христианская книга"  (реквизиты по ссылке, не забывайте указывать назначение пожертвований «на Аргентину»)

    Read More
  • Помочь Школе Православного Миссионера

     Дорогие братья и сестры!

    Как вы знаете обучение в ШПМ всегда было бесплатно и, даст Бог, таковым и останется, но это не значит, что Школа не несет расходов.
    Поддержка преподавателей, содержание сайта и механизма дистанционного образования, а также поддержка миссионерских проектов - все это требует средств.
    Мы безмерно благодарны жертвователям из студентов, постоянно поддерживающих Школу, а также Богоявленскому Кафедральному Собору, но сейчас по известным причинам Школа не справляется со своими постоянными расходами, не говоря уже о многих новых проектах по развитию.
    Поэтому мы обращаемся к вам за поддержкой в это непростое время.

    На следующий семестр дефицит бюджета Школы составляет 300 000 рублей.

    Данные приведены по состоянию на 28.09.2020.

    Требуется собрать всего 300000 р.

    Собрано 40000 р. 
    Осталось собрать 260000 р. 

     Пожертвовать можно через БФ "Христианская книга"  (реквизиты по ссылке, не забывайте указывать назначение пожертвований «Пожертвование на Школу Православного Миссионера»)

    Read More
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4