Ag.Kosma-EtoliiskiiЧасто послушать Святого собиралось столько народа, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хотел остановиться для проповеди. Как правило, поучение начиналось вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжалось до глубокой ночи. На месте проповеди ставили большой деревянный крест, у его подножия – кафедру, на которую всходил святой Косма. Уходя, он брал её с собой, а крест оставлял на месте в напоминание о своём пребывании.

Темой первого, вечернего поучения было создание Ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из Рая. Утром следующего дня произносилось второе слово. В нём шёл рассказ о Рождестве и жизни Пресвятой Богородицы, Рождестве Спасителя и его жизни до Великого четверга, предательстве и самоубийстве Иуды. Вечером того же дня Святой обращался к слушателям со словами третьего Поучения. Теперь речь шла о Воскресении Господнем, апостольском служении, распространении христианской веры. Поучение завершалось рассказом о Втором Пришествии Господа. Таким образом, вместе три поучения Святого содержали целостный рассказ об истории, согласно христианскому вероучению, с момента сотворения вещественного и духовного мира и вплоть до «скончания века».
 
В свою очередь, когда выдавалась такая возможность, Святой останавливался на некоторых темах подробнее и выступал перед слушателями не с тремя, а с большим числом проповедей. В этих случаях он приводил большее число примеров, притч и историй, почерпнутых из своего богатого жизненного опыта, больше общался и беседовал со слушателями. Использовал повторы, возвращаясь к уже сказанному, для закрепления у аудитории ключевых моментов своей проповеди. Главной целью Святого было научить, просветить, наставить. Поэтому текст «Поучений» не отличается особым тематическим разнообразием, «ведь его аудитория всё время менялась, и главной задачей было донести до слушателей самое главное в православном вероучении». Также он подробнейшим образом касается таких тем, как: какую одежду носить, как хоронить покойников, как творить крестное знамение, как исповедаться. Язык поучений менялся в зависимости от того, обращался ли святой к более  образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира.
 
Для Космы Этолийского был в равной степени ценен каждый его читатель и слушатель. Он стремился найти к каждому индивидуальный подход, сделать всё возможное, чтобы его учение было востребованно и доступно людям разных социальных слоёв и убеждений. Косма обращался к своим слушателям не только посредством своей устной проповеди, он старался по мере своих возможностей пообщаться с каждым лично: утешить, наставить, исповедовать... Кроме того, его проповедь была включена в богослужебный цикл: слушатели не только внимали «Поучениям» проповедника, но и молились в сопутствующих им службах, исповедались, причащались. Многие из них участвовали в этих таинствах впервые за многие годы, ведь в некоторых селениях, куда приходил Святой, не было ни церквей, ни школ, ни священников, ни преподавателей. «Поучения» Космы Этолийского становились первым шагом и толчком к изменению ситуации – строились школы и храмы, люди жаждали знаний и становились причастными к таинствам Церкви, став на путь духовного возрождения.
 
Равноапостольный угодник Божий Косма Этолийский
"Слова"
Издательский Дом «Святая Гора»
Москва. 2009
 
 

Переведем книгу на арабский язык

Переведем книгу на арабский язык

Дорогие братья и сёстры!
Школа православного миссионера начинает сбор средств на редактирование перевода на арабский язык книги "300 изречений свв. отцов Православной Церкви".

Собрано 35000 р. 
Осталось собрать 7000 р. 

Требуется собрать всего 42000 р.