В свою очередь, когда выдавалась такая возможность, Святой останавливался на некоторых темах подробнее и выступал перед слушателями не с тремя, а с большим числом проповедей. В этих случаях он приводил большее число примеров, притч и историй, почерпнутых из своего богатого жизненного опыта, больше общался и беседовал со слушателями. Использовал повторы, возвращаясь к уже сказанному, для закрепления у аудитории ключевых моментов своей проповеди. Главной целью Святого было научить, просветить, наставить. Поэтому текст «Поучений» не отличается особым тематическим разнообразием, «ведь его аудитория всё время менялась, и главной задачей было донести до слушателей самое главное в православном вероучении». Также он подробнейшим образом касается таких тем, как: какую одежду носить, как хоронить покойников, как творить крестное знамение, как исповедаться. Язык поучений менялся в зависимости от того, обращался ли святой к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира.
Для Космы Этолийского был в равной степени ценен каждый его читатель и слушатель. Он стремился найти к каждому индивидуальный подход, сделать всё возможное, чтобы его учение было востребованно и доступно людям разных социальных слоёв и убеждений. Косма обращался к своим слушателям не только посредством своей устной проповеди, он старался по мере своих возможностей пообщаться с каждым лично: утешить, наставить, исповедовать... Кроме того, его проповедь была включена в богослужебный цикл: слушатели не только внимали «Поучениям» проповедника, но и молились в сопутствующих им службах, исповедались, причащались. Многие из них участвовали в этих таинствах впервые за многие годы, ведь в некоторых селениях, куда приходил Святой, не было ни церквей, ни школ, ни священников, ни преподавателей. «Поучения» Космы Этолийского становились первым шагом и толчком к изменению ситуации – строились школы и храмы, люди жаждали знаний и становились причастными к таинствам Церкви, став на путь духовного возрождения.
Равноапостольный угодник Божий Косма Этолийский
"Слова"
Издательский Дом «Святая Гора»
Москва. 2009