Мария Голик, ученица Школы Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе.
Вторник, 2 июня
Первое, что мы увидели, выйдя из аэропорта в Абакане — языческий жертвенник. По центру стоит большой деревянный столб, от него идут четыре верёвки, они связывают главный столб с четырьмя маленькими столбами по углам площадки. На верёвках навешано множество разноцветных ленточек.
Перед изваянием — табличка с подробной инструкцией о том, как им пользоваться. Написано о значении разных цветов ленточек: цвет здоровья, цвет любви, цвет финансового благополучия. Там же рассказывается как правильно её повязать и сколько раз надо обойти это сооружение, чтобы получить желаемое.
Нас встретил священник Сергий Максименко. Мы поделились своим удивлением от языческого жертвенника. Сказал, что такие сооружения — обычное дело в Хакасии и в Тыве. Люди не то, чтобы верят в духов, но по привычке, чтобы получить здоровье, семейное благополучие или деньги, приносят такие вот жертвы идолам.
Сели в микроавтобус. Дивны дела Господни! Мы приехали к автобусу первые, водитель взял мой номер и сказал, что мы можем поехать в магазин купить продуктов, а он нам оставит два места. Мы уехали, а когда вернулись, узнали, что эти два места — рядом с ним. Почти сразу он забрал у Насти рюкзак, чтобы он ей не мешал. Мы испугались, нас ведь предупреждали: не поняли, куда это он уносит его? Мы обернулись и увидели с десяток странных лиц. Когда увидели православный храм на выезде из Абакана, я даже на минутку замешкалась, поднимая руку для крестного знамения.
Следующий час мы сначала обсуждали то, как бы нам выжить в этой поездке, а потом решили все-таки помолиться, потому что не успели до этого прочитать утреннее правило. Прочитав, сошлись на том, что слова молитвы обретают истинный смысл, когда не знаешь, дочитаешь ли ты это правило до конца. Ещё Настя один раз, повернувшись в мою сторону, увидела что женщина, сидевшая за мной, заносит над моей головой ремешок от сумки. «Всё, — подумала Настя, — Маше конец». На самом деле женщина хотела просто повесить её на подголовник, но наше воспалённое воображение дорисовало нам грустную картинку.
Сначала мы переживали, а потом вдруг поняли, что с передних мест, которые нам достались, открывается самый лучший вид. Ждали, когда же начнётся та красота, о которой все рассказывали. Было симатично, холмисто, вдали виднелись горы. Мы подумали, что это и есть горы и почти даже убедили себя в том, что эта природа — и есть то, о чём мы слышали. Всё же мы немного разочаровались, ведь все рассказывают об этой дороге, как о чём-то невероятном. Настя уснула, попросила разбудить, когда будут горы. Только они начали появляться вдалеке, как мы сделали остановку на еду в пос. Танзыбей. Мы с Настей купили бутылку воды и новый репилент (взамен того, который у нас отобрали перед самолётом). Там же зарядили телефон.
Мы вовремя сделали это, потому что самое интересное началось после Танзыбея. Перевал через Саяны!
Дивны дела Твоя, Господи! Это сложно описать словами: горы, реки, снежные вершины, поросшие елями скалистые склоны...
Решили, что для идеальной поездки нам не хватает только хорошей музыки в наушниках. Включила музыку с телефона, как вдруг оказалось, что у водителя на панели магнитолы есть разъём USB. Решили, что памяти на фотографии у Насти на телефоне не хватит, надо подзарядить мой айпад. Оказалось, что я оставила его в самолёте вместе с помянником — это были две необходимейшие вещи после телефона.
Наш водитель, угрюмый житель Тувы, ни слова не произнес за поездку, к тому же время от времени он странно посапывал. К моменту подъезда к Кызылу решили, что надо хотя бы попробовать поговорить с ним.
— Вы когда-нибудь были в храме?
— Нет.
— Почему? А во что вы верите?
— Ни во что.
Он не был настроен на разговор. Помолчал, а потом спросил:
— Когда домой едете?
— Домой — через неделю.
— Запишите телефон. Автобус вызвать.
— Спасибо. Нам очень нравятся ваши горы!
— А вы сами откуда?
— Из Москвы, у нас гор нет
Нет, никак вообще не отреагировал на звуки нашего голоса, я растерялась, больше не разговаривали.
Автобус подъехал к собору, около него стоял отец Ефрем. Мы подошли, взяли у него благословение. Он разговаривал с Аяной, девушкой, которая пишет дипломную работу по мотивам обращения человека к религии. При нас он рассказал ей немного о сектах — объяснил определение, рассказал немного о различиях.
Пришёл отец Димитрий. Он показал нам комнату, где мы могли остановиться. Мы оставили вещи, привели себя в порядок, а потом пошли обедать — обед приготовил отец Димитрий. Повара нет, он сказал что им наша помощь на кухне будет полезна. Мы пообедали с о. Димитрием, о. Ефремом и певчим Андреем. Договорились, что будем петь на вечерней службе.
iПосле обеда мы с Настей поспали 20 минут и пошли на службу. Там уже ждал Андрей. Мы также познакомились с Надеждой, которая поёт тенором. Владыка Феофан периодически выходил и регентовал, исповедовал тоже он. После службы мы благословились у владыки. Потом стояли в притворе, он подошёл и спросил, как мы добрались. Спросил, устраивает ли нас жильё, предложил поселиться в квартире в городе. Потом ещё дал ключ от епархиального дома.
Ужин у отца Димитрия и матушки Галины. Тёплый прием, действительно по-семейному. Спрашивал про то, как мы заинтересовались миссией, как приехали сюда. Мы ещё не проверили себя в работе, но нам очень нравятся люди вокруг, природа, размеренность жизни. С удивлением для себя вспомнила, что у нас в списке помянника к Евангелию вторым после Святейшего стоит диакон Димитрий, не указана ни фамилия, ни страна. Поняла, что это и есть отец Димитрий! Здорово, что потихоньку знакомимся с людьми, которых поминаем в молитвах. Так же — с Антонием и его женой Еленой, за которую мы молимся с зимы.
Слава Богу!
Среда, 3 июня
Поздно проснулись с дороги. Жалко, что проспали Литургию.
На обеде нам сказали, что вот-вот придёт Давид и мы поедем в онкологию. Мы поднялись наверх и стали ждать. Закончилось совещание, Антоний вышел. Оказалось, что Давид уже ждёт нас в онкологии. Антоний собрался отвезти нас туда. С нами ещё поехала Марина.
Мы приехали в онкологию с Давидом, Мариной и Антонием с Ксенией, спели «Царю Небесный», Антоний прочитал молитву миссионера и тропарь свт. Луке. В онкологии был тихий час, поэтому нас не пустили в палаты. Поехали в детдом, Антоний нас высадил. Настя и Марина играли с детьми на площадке, а я разговаривала с ребятами-практикантами, которые учатся на соцработников. Некоторые заинтересовались больше, некоторые — меньше. Задавали вопросы: про совесть, про грех, про страх смерти, одиночество.
Настя общалась с детьми вместе с Мариной. Они рассказывали им в сказочной форме об Адаме и Еве, и о потопе. Настя говорит, что несмотря на интересный рассказ, дети сразу же отвлеклись, когда начались игры.
Вернулись из детского дома, послужили миссионерский молебен. Были о. Александр, Давид, Антоний, Екатерина и мы с Настей. Мы с Настей пели, читали канон все по очереди — о. Александр, Антоний и мы. Мне достался канон св. апостолам, Насте — пророку Даниилу.
После молебна съездили в магазин за продуктами. Вопреки нашим ожиданиям, цены оказались такими же, как в Москве, а то и больше.
Перед еженедельным занятием для тех, кто желает участвовать в миссионерской деятельности, мы почувствовали в очередной раз феномен тувинского времени: кызылчане собрались только к 18:30. Беседа была на тему «Молитва». Антоний рассказывал о молитве, опираясь в основном на книгу прп. Паисия Святогорца «О молитве».
Когда Антоний дошёл до сонливости при молитве, пришла Настя и сказала, что на кухне владыка сам готовит ужин для всех, и надо ему помочь. Ну ничего себе! Готовит ужин!
Договорились с Антонием на завтра, что поедем в онкологию к 13.00. Предложил нам до этого сходить на Литургию. Потом мы вспомнили про то, что нам нужен интернет и поняли, что, похоже, снова пропустим из-за него Литургию.
Мы убрали со стола после ужина, хотели ещё потренироваться — попеть вместе, потому что на молебне неправильно пели ирмосы, да и вообще нам нужно больше петь вместе, если мы собираемся учить церковному пению филиппинцев.
Пока мы убирали со стола после ужина, пришёл отец Ефрем. Поговорили с ним о многих интересных вещах: об особенностях разных языков, о переводах Библии, и, главное, о том, как он определяет значение Тывы. Это было так: к нам во время трапезы заходила Стефанида, девушка, которая год проучилась в Китае. Вспомнив о Китае, отец Ефрем сказал, что видит Тыву как центр подготовки миссионеров для всей Азии. Здесь можно одновременно учить языки и практиковаться в миссии, не отвлекаясь на городскую суету.
Источник - misotdeltuva.cerkov.ru/