crest v morozНа протяжении веков в России появлялись собственные Кириллы и Мефодии, равноапостольные просветители иноплеменников-язычников на российских просторах, создатели новых азбук и переводов, училищ, монастырей, духовных миссий, становившихся центрами просвещения на землях малых народов. 

Словоцентричность христианства становилась причиной быстрого распространения грамотности и образованности в прежде языческих народах. Церковная литература требовала переводов на местные языки, создания новых алфавитов. Вновь рождённая письменность у дотоле бесписьменного народа служила залогом сохранения его самобытности, прорастания новой ветви на культурном древе христианской цивилизации. Эта волна просвещения, начавшись у границ Римской империи в IV столетии, постепенно, со временем, доходила до пределов знаемого мира. Но и сам знаемый мир с течением веков расширялся, в орбиту христианской вселенной попадали всё новые земли и народы, их населяющие. Очередь славян в этой последовательности и постепенности наступила в IX веке, когда солунские братья Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и первые славянские переводы церковных книг. 

Славянские страны — Болгария, Сербия, Русь буквально в одночасье становились искушёнными в книжности, в словесном искусстве. Золотой век древнерусской словесности настал спустя всего полстолетия после Крещения Руси. В середине XI и начале XII в. рождаются такие шедевры русской литературы, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Тот же Нестор, умудренный книжник и одаренный писатель, создает настоящий гимн искусству книжного слова: «Это — реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах неизмеримая глубина... Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом и святыми мужами...» 

200 o.DaniilВо-первых миссионер служит не людям, а Богу. Именно для Него он зовёт в Церковь тех, кто может стать чадом Божиим. Мы знаем, что Бог ненавидит ложь. Невозможно угодить Творцу, говоря от Его имени неправду. Какой смыл миссионеру губить душу во имя обольщения людей?

Во-вторых миссионер обязан уважать тех, к кому он обращается с проповедью. Если мы будем обманывать людей или говорить им те вещи, в которые сами не верим, то люди это быстро это поймут и миссия будет провалена.

И, главное, мотивацией православной миссии должно быть только спасение погибающих от гарантированной вечной гибели. Если спасатель даст спасаемому заведомо ложный план спасения, то вместо избавления тот погибнет. Мы должны честно, без какого-либо смягчения, или приноравливания к веку сему передавать людям прекрасно известную нам волю Бога и, если кто захочет послушать это слово - тот спасется. А если нет, то кровь его на главе его. Все провалы в миссии связаны именно с тем, что миссионеры прогибались под изменьчивый мир. Люди не желают верить тем, кто сам не верит ни в Бога, ни в людей, ни в свои собственные идеи.Так что если мы хотим добиться миссионерских успехов - то путь у нас один. Честно, понятно, ярко и властно оценивать мир словом Бога, и призывать людей не в царство земное, а в Небесный Иерусалим.

Священник Даниил Сысоев +

Damascen XristensenДоклад иеромонаха Дамаскина (Кристенсена), насельника монастыря преподобного Германа Аляскинского (США)

Нужно ли проповедовать Евангелие Христово в наше время? И какой должна быть православная проповедь сегодня?

Эти вопросы волнуют многих верующих. Для России, подвергающейся на протяжении последних двух десятилетий усиленным атакам инославных миссионеров, эти вопросы особенно актуальны. Остро стоят они и в Америке – стране, население которой хотя и придерживается традиционных христианских ценностей в большей степени, нежели в Западной Европе, но исповедует в основном протестантизм. Не случайно 21 октября 2006 года Калифорнийским братством православных клириков в Благовещенской церкви г. Сакраменто (Калифорния, США, юрисдикция Греческой Архиепископии в Америке) была организована конференция на тему «Проповедь Евангелия в современном мире», на которой с докладом выступил насельник монастыря преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США; юрисдикция Сербской Православной Церкви) иеромонах Дамаскин (Кристенсен).

ЗАЧЕМ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

Вопрос о том, какой должна быть проповедь Евангелия Христова в современном мире, сегодня волнует не только тех, кто призван произносить проповеди с амвона, но и каждого верующего. Все мы призваны проповедовать Евангелие, свидетельствуя о нем, конечно же, прежде всего своей жизнью. Но мы должны и говорить о Евангелии, рассказывая о нем тем, кто еще далек от религии.

В Евангелии сосредоточена суть христианской веры. Это добрая весть о том, что Христос спас человечество от вечного рабства греху, что Он победил главное зло мира – смерть – телесно, душевно и духовно через Свои воплощение, смерть и воскресение.

200 o.DaniilЯ бы хотел назвать ещё одну причину, по которой часто люди не хотят миссионерствовать. Дело в том, что Священное Писание дает чёткое разделение: есть область света, есть область тьмы. Есть место избранников Божиих, Церковь Божия – область спасаемых, как говорится в каноне, а есть место, в котором действует диавол, где люди находятся под властью князя тьмы и после смерти неизбежно попадают в ад. Так вот, у нас в сознании размыта эта граница. У нас есть такие, которые говорят: «Да, вне Церкви нет спасения», и при этом они же говорят: «Но вне Церкви есть же хорошие люди». Вот это во многом та причина, почему люди не проповедуют. Они думают, что можно спастись своими собственными делами. Но это невозможно, это ересь Пелагия. Если можно спастись без Церкви, то Христос напрасно умер. И вот это ощущение возможности спасения без Христа – оно и губит миссионерство. Ведь я не смогу спокойно сидеть и молчать о Христе, если знаю, что тот же мой неправославный сосед гарантированно попадет в ад, что не вошедшие в Церковь – люди погибающие. Люди, которые скользят в ад и сами это знают. Это им не кто-то со стороны говорит – они сами это чувствуют. У них депрессия, у них разъедающие страсти, их мучает совесть, их мучает жизнь, они несчастны, они маются ложными надеждами и получают истинную скорбь. И вот эти люди ищут выхода, а мы им говорим: «Да ничего страшного, будь неплохим человеком – и все нормально». Это ложь. Именно эта ложь, отсутствие чувства избранничества христианина и порождают нежелание миссионерствовать. Мы избранники. Нас Бог избрал, но не для того, чтобы мы ходили гоголем, гордились и говорили: «Ой, какие мы хорошие», а для того, чтобы несли свет Божий, чтобы призывали: «Собирайтесь к нам на корабль!» 

Священник Даниил Сысоев +

Одним из важных аспектов религиозной нравственности является культура общения. Это умение спокойно выслушать другого, хотя бы его мнение не совпадало с твоим или даже противоречило ему. Присутствие благодати Божией в душе человека делает для него невозможным оскорбить или унизить ближнего. Этика проявляется в уважении друг к другу. Слово «культура» происходит от слова «культ», что значит «уважаю» и «почитаю». В данном случае высота культуры, в том числе духовной культуры, заключается в умении видеть в каждом человеке образ и подобие Божие — личность, которая обладает своим мировоззрением, своими нравственными критериями, своим духовным миром. Когда два собеседника говорят о религии и мировоззрение их не совпадает, разговор должен принять форму совместного поиска истины: сначала выяснить в чем они соглашаются во взглядах и в чем расходятся. Затем должен быть найден общий критерий истины и спокойно рассмотрены недоумения, вопросы, проблемы, пункт за пунктом, не сходя с этой платформы. Такой платформой могут быть все учение Церкви, текст Библии или только Новый Завет.